Start/Copy
 

Когда же наступит "цифровое завтра"?

Очередные размышления на тему цифровых копировальных аппаратов



Побывав на ряде семинаров, выставок, конференций, где представлялись цифровые копировальные аппараты, хотелось бы поделиться своим мнением о некоторых аспектах этого, несомненно передового, направления ксерографии.
Хочу сразу отметить, что в приводимом тексте не упоминаются конкретные модели и производители. Если бы перечисленное было характерно для одного брэнда или небольшой группы моделей, то и говорить было бы не о чем - покупай технику другой марки и радуйся жизни; но в том и вся проблема, что подмеченное мной (и не только - многие из приведенных соображений высказывались еще и другими людьми) пока является тенденцией.


У цифровых копиров есть, на мой взгляд, одно несомненное преимущество перед аналоговыми: это функция SOPM (Scan Once Print Many - одно сканирование, много копий).
Оговорюсь, что я пока не беру в расчет ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ возможности цифровиков, вроде модулей, превращающих копир в принтер или факс - все это, как правило, поставляется опционально, т.е. за "очень отдельные" деньги.
SOPM означает, что после сканирования образ оригинала сохраняется в памяти копира; затем Вы можете забрать оригинал, а аппарат изготовит нужное количество копий, не "ерзая" каждый раз сканирующим узлом.
Помимо удобства и скорости, это, как сказано в одном из имеющихся у меня буклетов, позволяет уменьшить потребление энергии и уровень шума - совершенно согласен.
Так вот, данная замечательная функция почему-то реализована НЕ ВО ВСЕХ моделях цифровых копиров, что было для меня весьма неприятным открытием. Это "почему-то" можно объяснить только одним: стремлением максимально удешевить конструкцию, которая и без того заметно дороже, чем у аналоговых аппаратов (ведь дополнительная память, которая нужна для размещения образа оригинала, тоже стоит денег). Правда, о том, что при этом вместе с водой выплескивается и ребенок, производители как-то не задумываются.


Вот еще вопрос, который возникает не у одного меня.
В составе цифрового копировального аппарата изначально присутствует сканер - пусть черно-белый, пусть с разрешением 400 dpi; но такого сканера вполне достаточно для сканирования текстов, что является основной потребностью любого офиса. Лишь упомянутым выше стремлением сэкономить можно объяснить тот факт, что практически ни у одной модели цифровиков малого и среднего класса (за редким исключением) возможности, пусть даже опциональной, превратить копир еще и в сканер НЕТ.
И только у очень дорогих моделей такая возможность присутствует. При этом стоимость дополнительного модуля такова, что еще стоит подумать, не проще ли купить несколько обычных сканеров (а цветной однопроходный сканер с разрешением 600 dpi, подключаемый к LPT- или USB-порту компьютера, сейчас стоит 50-60$), чем иметь общий сетевой сканер, пусть даже с замечательной, но не сильно полезной в настоящее время и в наших условиях возможностью сканирования на e-mail или по ftp.


Теперь о "принтерных" возможностях цифровых копировальных аппаратов.
Многие производители цифровых копиров оснащают свои младшие модели принтерными модулями на основе GDI - программного механизма Windows, обеспечивающего подготовку растра для печати силами и средствами компьютера, к которому подключается принтер. Ссылки на то, что производители принтеров также выпускают такие аппараты, несостоятельны: немногочисленные GDI-принтеры (наиболее известны у нас OkiPage) позиционируются именно как дешевые модели для персонального (чаще всего домашнего) использования; скорость печати в таких аппаратах не превышает 4-6 страниц в минуту.
Но ведь "младшие" модели цифровых копиров имеют механизмы печати со скоростью 8-16 страниц в минуту, что соответствует принтерам среднего офисного класса, обслуживающим, как правило, небольшую рабочую группу. И GDI-моделей среди аппаратов такого уровня у "принтерных" брэндов Вы не найдете.

Проблема в следующем. В обычных лазерных принтерах (или PCL-принтерах) имеется встроенный процессор, работающий под управлением специальной программы, прошитой в ПЗУ принтера (есть еще и ОЗУ для размещения обрабатываемых данных). Такой процессор, получив задание на печать от компьютера, сам преобразует его в команды, понятные исполнительным устройствам принтера.
А в GDI-принтерах, или Windows-принтерах, этим должен заниматься компьютер: он вынужден посылать принтеру не просто задание "напечатать страницу", а "включить подачу бумаги", "начать вращение фотобарабана", "включить развертку лазерного луча" и т.д. - т.е. разжевать "безмозглому" принтеру все до мелочей.
Хорошо, если компьютер достаточно мощный, а задание для печати не слишком сложное. В противном случае компьютер может так "задуматься", что продолжать работу на нем до завершения процесса печати окажется задачей не для слабонервных. А если подключенный к этому компьютеру принтер используется еще и как сетевой... Не позавидуешь тому, кто будет выполнять свою работу, пользуясь таким компьютером.

Правда, отсюда вытекает единственное преимущество GDI-принтеров: отсутствие проблемы нехватки в PCL-принтерах внутренней памяти для обработки очень сложных заданий, прежде всего изображений (если, конечно, у Вас есть время дожидаться, пока компьютер "растолкует" это самое "очень сложное задание" GDI-принтеру). Но эта проблема PCL-принтеров легко решается расширением памяти или, в простейшем случае, уменьшением разрешения посылаемого на печать изображения.

Есть и другие минусы. Так, GDI-принтер просто не сможет работать ни под какой другой операционной системой, кроме MS-Windows (включая режим эмуляции DOS под Windows, но тут Вы не сможете напечатать ни слова по-русски). Соответственно и в сетях такие принтеры будут работать только в Microsoft'овских - как общий ресурс компьютера, к которому они подключены.

Объяснение столь широкому использованию GDI-модулей в цифровых копирах может быть только одно (и оно уже приводилось выше): цифровики пока что и так дороже аналоговых собратьев; добавление же вышеупомянутого процессора (и всего, что с ним связано) сделает цену таких копиров-принтеров, с учетом объемов их выпуска, просто неконкурентоспособной: дешевле будет купить два отдельных аппарата - аналоговый копир и лазерный принтер (и отнюдь не худшего класса).


Теперь перейдем к сервису.
Многие асы аналоговых копиров, которые с закрытыми глазами "реанимируют" любую из полусотни моделей многих брэндов, чувствуют себя весьма неуютно, когда разговор заходит о драйверах, операционных системах, интерфейсах и сетевых протоколах. Научиться устанавливать драйвер с прилагаемого к принтерному модулю диска недолго; но вот что делать, если установка идет "не по инструкции", ни на каких курсах Вам не скажут; здесь поможет только изучение основ операционных систем и личный опыт, который надо набирать месяцами и годами.

И уж тем более, когда речь идет об интеграции производительного копира-принтера в сеть клиента. Здесь нужен уже опыт администрирования подобных систем. Но многие ли дилеры копировальных брэндов готовы выложить немалые деньги на обучение и последующую сертификацию своих сотрудников, например, в "Ланите"? А ведь чисто теоретическими знаниями не обойдешься; надо еще дать попробовать свежеиспеченному сисадмину поработать с конкретной сетью, и не сразу у клиента, а для начала у себя в офисе, что требует дополнительных вложений в оборудование такой сети.

Поэтому широкое распространение замечательных (в принципе) аппаратов откладывается до тех пор, пока не подготовлены кадры, готовые обеспечить использование клиентом всего спектра возможностей такой техники. А вкладывать средства в подготовку кадров есть смысл только при высоком потенциале рынка сбыта, чего пока не наблюдается.

Но сервис - это не только установка и последующее обслуживание техники. Многие проблемы, возникающие при эксплуатации любой техники, не появились бы при грамотном ее использовании владельцем.
А кто будет обучать персонал клиента правильному использованию новых аппаратов? Ведь порой при первом взгляде на новый аппарат даже у опытного инженера рябит в глазах от обилия органов управления (кнопок, индикаторов, информационных панелей). Людям же, которые реально будут пользоваться техникой, некогда досконально изучать инструкции (которые зачастую еще и не переведены на русский язык, или переведены так, что в них понятна каждая отдельно взятая буква - и ничего более). И это не вина, а беда: самый расчудесный аппарат для них - лишь инструмент для выполнения своих прямых обязанностей, от которых на время освоения новой техники их никто не освобождает.
Поэтому искушенный покупатель зачастую выбирает аппарат попроще, зная, что функции, за которые приходится переплачивать (и немало), все равно не будут использоваться.


Еще одно мнение, которое не может не возникнуть при внимательном рассмотрении состояния дел: наша страна не рассматривается многими производителями в качестве перспективного рынка сбыта; как иначе можно объяснить отсутствие учета российских особенностей?
Многие дилеры задают вопрос: где недорогие модели? Как можно объяснить клиенту, желающему приобрести копир, что он должен переплачивать только за современность и перспективность цифрового аппарата? А ведь такого клиента с распростертыми объятиями ждут конкуренты, еще не прекратившие выпуск весьма неплохих аналоговых аппаратов, которые, к тому же, имеют и более дешевые расходные материалы (да что греха таить: всем известно, что эти аппараты "кушают" и совсем дешевую совместимую расходку, выпуск широкого ассортимента которой также давно налажен).
И вполне естественным является вопрос клиента после заявления о том, что копир и принтер "в одном флаконе" сэкономит место в офисе: "А если ваше чудо техники сломается, то я лишусь сразу и копира, и принтера?".

Складывается впечатление, что многие производители копиров идут по тому же пути, что и печально известный АЗЛК: выпуск автомобилей представительского класса (пресловутых "князьев" и "юриков") гораздо рентабельнее выпуска автомобилей для массового покупателя. Только, думается, если Вы когда-то начали ездить на "Жуке", то и в дальнейшем, прикопив денег, останетесь верным поклонником "Фольксвагена".

Один из "грандов" копировального рынка (не будем показывать пальцем) уже объявлял о прекращении выпуска копиров малого и среднего класса - так много ли Вы видели "тяжеловесов" этой уважаемой марки у реального пользователя, а не на выставках и рекламных проспектах? А рынок-то потерять легко, только свято место никогда пусто не бывает.

То, что хорошо для богатого Запада (или не менее зажиточной Юго-Восточной Азии), с их развитыми сервисом, коммуникациями и отсутствием огромных расстояний, присущих нашей Родине, у нас будет приживаться долго и трудно. Вот и получается: "что русскому здорово, то немцу смерть" - только наоборот, с печальным исходом именно для русского.
А учитывать наши особенности производители копиров не очень-то спешат.
Это проявляется и в таких мелочах, как отсутствие зачастую русификации панелей управления или невозможность печати кириллицей из DOS-приложений даже в PCL-принтерах. Такие проблемы, конечно, решаемы; но - при наличии хорошего сбыта. А откуда возьмется сбыт, если даже такие мелочи не решаются? Замкнутый круг какой-то. И выхода из него пока не видно.


Возможно, я нарисовал слишком уж мрачную картину.
Но меньше всего мне хотелось очернить цифровую копировальную технику в глазах потенциального покупателя; я совершенно согласен с утверждениями, которые являются лейтмотивом любого семинара, любой презентации или конференции, посвященных цифровикам : за этой технологией - будущее.
Хочется только, чтобы для нас с Вами наступление этого "светлого цифрового завтра" не откладывалось надолго.
 

От Start/Copy

Опубликовано 27 октября 2000 года



| На заглавную страницу | Обзоры | Форум | Ремонт | Заметки | F.A.Q. | Конференция |
| Магазин | Комиссионка | Ссылки | Совместимость | О сайте | Галерея | Релаксация | Ликбез |
© Start/Copy, 1998-2005
Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100