StartCopy
 

Minolta: Новое поколение выбирает DiALTA



Minolta Di152Речь сегодня пойдет о Minolta. На наш взгляд, довольно долго "запрягала" эта фирма своих новых "лошадок" (машин, которых ждали давно); но, надеемся,что поедут эти "лошадки" быстро.
В наши руки попал аппарат из серии Minolta DiALTA 152/183, а именно Di152 - двухкомпонентный цифровой копировальный аппарат производительностью 15 копий А4 в минуту (Di183 - 18 копий в минуту), максимальный формат копии - А3, разрешение 600 dpi, потребляемая мощность в базовой конфигурации - не более 1120 Вт. Этот копир выпускается как замена аналоговому EP1054.

Серия DiALTA хорошо знакома многим нашим читателям; и, насколько нам известно, отзывы о них по большей части положительные.
Предыдущим копиром от Minolta, который мы тестировали, был аналоговый EP1052; и при взгляде на Di152 видна явственная преемственность во внешних признаках. Машина, особенно по сравнению с недавно нами протестированным Sharp AR5015, выглядит монументально, на ум приходит сравнение со "сталинской готикой" в архитектуре (если помните, это - стены в метр толщиной и потолки высотой под четыре метра); в общем, "машина для настоящих мужчин".
Если присмотреться пристальней, то, конечно же, отличия в дизайне от прежних моделей Minolta, аналоговых и даже цифровых, все же есть: несколько другая панель управления, изменены лотки для бумаги, автоподатчик и многое другое.
Начнем по порядку.

Фирма "ДиМи-Центр", предоставившая технику, позволила нам самим установить опции автоподатчика, дополнительного лотка и проинсталлировать машину, тем самым давая возможность оценить, насколько все эти операции сложны или просты. Обычно нам привозили машины из демзалов, то есть уже запущенные в работу; а тут пришлось "идти по целине".
Вооружившись руководствами по пуску и инсталляции (они, кстати, входят в комплект каждого из компонентов), мы разобрались довольно быстро, и через 45 минут машина выдала первую копию.
Не будем углубляться в подробности чисто минольтовских особенностей - та же "бутылка" со стартером (смесью тонера и девелопера) вместо привычного по другим брэндам носителя и т.д.; добавим лишь, что нам был предоставлен довольно интересный диск с обучающей программой по установке, инсталляции и замене основных узлов, о котором мы скажем позже; но этот диск для первоначального запуска не потребовался, вполне хватило упомянутых руководств.
 

Присмотримся к основным узлам аппарата.

Автоподатчик оригиналов AF-10 (емкость 50 листов).
Как и вся машина в целом, сделан довольно мощно и представительно. Регулировки зазоров и ориентации ADF, описанные в руководстве (и, кстати, весьма несложные), не потребовались - распаковали ADF, вставили его "ноги" в соответствующие отверстия на копире, сняли заднюю крышку аппарата, подключили разъемы, закрыли, проверили - все. Зазоры оказались в пределах нормы, перекоса подаваемых оригиналов нет. Нам так повезло или допуски на заводе хорошо соблюдают - вопрос открытый, но было приятно.
Прогнав несколько оригиналов, заметили, что податчик довольно медленно заглатывает листы: во-первых, в штатной памяти 16Mb помещается всего две страницы; во-вторых, есть некоторая задержка между нажатием кнопки Start и началом копирования (эта задержка не связана ни с автоподатчиком, ни с работой системы автоопределения плотности оригинала - то же наблюдается и при работе со стекла, и при ручной регулировке плотности).
В стандартной для Di152 поставке вместо AF-10 имеется OC-5 - обычная крышка стекла оригиналов, сделанная достаточно удобной: в открытом состоянии она фиксируется практически в любом положении примерно от 40 до 90o. На крышке есть полезный оператору карман для бумаг.
Еще несколько слов о памяти: как уже было сказано, имеющиеся в базовой конфигурации 16Mb вмещают в себя (помимо области, отведенной для системных нужд) всего две страницы - все равно больше без автоподатчика, являющегося опцией, на стекло не поместишь; зачем тогда лишняя память, увеличивающая цену аппарата? А вот если пользователь решил обзавестись автоподатчиком, то есть смысл потратиться еще и на увеличение памяти - дополнительные 16Mb позволят "запомнить" уже не два, а 50 листов (с 6% заполнением), т.е. столько, сколько вмещает сам автоподатчик.

Панель управления.
Стандартный дизайн от Minolta в целом выдержан; кнопка "Start" и цифровые клавиши привычно расположились в правой части. Есть отдельные кнопки автовыбора формата и автовыбора бумаги, кнопка управления боковым лотком (о нем ниже), кнопки редактирования и все остальное, что полагается иметь современному цифровому копиру.

Лоток для бумаги (емкость 250 листов 80 г/м2.)
О нем несколько подробней, так как он не совсем обычен. Во-первых, у него не утопленная ручка (как принято), а выступающая. Преимущества или недостатки такой ручки можно оспаривать, но браться за такую ручку очень удобно, это факт. Кроме того, она имеет округлую форму - если случайно заденешь ее, больно не ударишься.
Второе - плавная регулировка формата укладываемой бумаги (а не ступенчатая, как у многих машин): просто сдвигаешь рукой упоры на нужное расстояние, и все.
Третье и самое главное: ролик подхвата бумаги находится в лотке (!), а не в машине, что крайне удобно при замене или чистке этого ролика.
Четвертое - если бумага кончилась, и вы ее добавили, то аппарат сам продолжит изготовление тиража сразу после возврата лотка на место (пустяк, а приятно!).
Наконец, практикуемый Minolta в ее аппаратах довольно широкий диапазон типов бумаги, которую можно подавать с основного лотка - от 60 до 160 г/кв.м, а также прозрачные пленки, почтовые карточки и т.п. (то же относится и к обходному лотку, о котором скажем ниже).

Drum-unit.
Выполнен совместно с блоком проявки единым целым. Но, открутив несколько винтов, можно разделить его на две части. По согласованию с хозяевами копира, позволившими нам имитировать разные операции замены для оценки их сложности, мы опробовали и процедуру замены фотобарабана с ракелем. Решив ориентироваться на уровень продвинутого инженера, не имеющего в "полевых условиях" подсказок, мы не стали досконально изучать эту процедуру по сервис-мануалу. Но и при этом замена барабана с ракелем не составила большого труда и заняла около 40 минут. Правда, после установки drum-unit машина "отблагодарила" нас бледными копиями, чего в принципе быть не должно.
Разбирать блок проявки во второй раз можно было с закрытыми глазами, а неисправность была устранена очень быстро - мы просто вставили как подобает контакт на магнитном валу. Просмотрев попутно сервис-мануал, мы выяснили, что для облегчения процедуры замены надо использовать специальные приспособления - да где же их взять-то "простому смертному"?! А без них несколько повышается вероятность ошибки, подобной нашей.

Машина имеет рециклинг тонера - т.е. не перенесенный с фотобарабана на бумагу тонер опять идет в дело, а не выбрасывается; такое решение экономит средства, но предъявляет повышенные требования к бумаге - ведь во вторично используемый тонер будет попадать и пыль от дешевой бумаги.
Тубы с тонером и стартером имеют традиционный для Minolta дизайн, и никаких изменений по сравнению даже с аналоговыми копирами (EP1030, 1050 и т.д.) не претерпели, разве что изменилось количество и рецептура порошка.

Обходной (боковой) лоток - Bypass Tray.
Это как раз то, что не очень понравилось. В стандартной поставке он представляет собой просто щель с ограничителями формата по бокам, вкладывать бумагу в которую надо по одному листу.
Можно, конечно, прикупить опцию многолистового бокового лотка (MB-5, на 50 листов), но это - некоторая дополнительная трата средств; кроме того, он имеет довольно объемную нескладывающуюся часть, увеличивающую габариты аппарата.
Реализован в Di152/183, в отличие от Sharp AR5015, и автовыбор бокового лотка - при помещении листа бумаги в bypass копир сам переключается на работу с этим лотком; хотя тут порой возникают некоторые проблемы: по умолчанию формат бумаги определяется как FLS (210x330 мм), и для перевода в привычный нам А4 надо либо несколько раз нажать кнопку выбора размера бумаги, либо через диагностику задать другое значение для FLS, что недоступно пользователю.

Есть возможность оснастить аппарат дополнительными нижними лотками PF-120 на 250 листов (для Di152 - один лоток, для Di182 - от одного до четырех); но дополнительные лотки имеют более узкий, чем у основного, диапазон используемой бумаги - от 60 до 90 г/кв.м. При установке таких лотков bypass, расположенный почти на дне машины, приподнимается, и работать с ним становится удобнее.
Можно заказать и тумбу-подставку, с которой аппарат можно ставить не на стол, а на пол.
 

Перейдем к описанию пользовательских свойств аппарата.

В Di152/183 есть все то, что положено иметь цифровику: и SOPM ("одно сканирование - много копий"), и опции ADF, разделителя заданий, shifting unit (блока сортировки сдвигом), дополнительных лотков, стола-подставки, а также принт-контроллера (PCL), сетевой карты, fax-платы, и модулей раширения памяти; нет в списке опций только дуплекса и RADF.

Производительность аппарата, имеющего SOPM, конечно же, зависит от тиража.
При подаче оригиналов с ADF и изготовлении по одной копии с каждого из них получились следующие цифры:

  • А4 около 13,5 л/мин,
  • А3 около 7,5 л/мин.

  • При изготовлении нескольких копий с одного оригинала скорость зависит от тиража (чем больше, тем быстрее; ведь время на сканирование тратится один раз):
  • до 15,4 л/мин А4,
  • до 10,3 л/мин А3.
  • (оригинал укладывался на стекло).

    Еще одно немаловажное достоинство - фирменная особенность копиров Minolta, известная как Copy Paper Take-up Double Retry: если подача листа с нижнего лотка не произошла (бумага зацепилась и т.п.), то аппарат делает еще две попытки и лишь потом встает с сообщением об ошибке подачи. Сделав свыше 10 тысяч копий, мы не имели ни одного замятия или подачи нескольких листов вместо одного - результат отличный!

    Возможно включение режима Drum Dehumidify (в вольном переводе - удаление избытка влаги в воздухе, окружающем барабан), полезного при работе в помещениях с повышенной влажностью.

    В аппарате есть штатная возможность аудита: можно ввести до 20 пользователей со своими паролями и отслеживать количество копий, сделанное каждым из них.

    Субъективно шума при работе несколько больше, чем у "Оленя" (Sharp AR5015).
    Еще два небольших минуса, присущих подавляющему большинству цифровиков - копия выходит "лицом вниз", и нельзя сразу оценить ее качество; кроме того, нельзя изменять контрастность копий в процессе изготовления тиража - для этого приходится останавливать работу копира.
    В отличие от "Оленя" нельзя оценить остаток тонера диагностической процедурой; хотя в бутылкообразной тубе с тонером MT-106B это можно сделать, просто вынув тубу и заглянув через довольно большое отверстие подачи тонера.

    Как и в подавляющем большинстве цифровиков, есть режимы редактирования - установка/стирание полей (например, для подшивания); копирование в режиме "книжки" с возможностью стирания средней части, если книга объемистая, и в середине получается грязная полоса (причем из пользовательских настроек можно выбирать, какая страница из разворота книги копируется первой - левая или правая); преобразование в негатив (что полезно при копировании, например, оригинала с белыми буквами на темном фоне), копирование "2 в 1" (два листа оригиналов в один лист копии) и "четыре в один" (для последнего, правда, понадобится установка дополнительной памяти) и т.д.
    При работе с автоподатчика возможен "режим смешанных оригиналов" - не нужно предварительно разделять бумаги форматов А3 и А4 (естественно, такой режим реализуется при наличии лотков с такими форматами бумаги).
    Есть возможность электронной сортировки копий (1-1-1, 2-2-2, 3-3-3 или 1-2-3, 1-2-3, 1-2-3), сортировки поворотом (при наличии лотков, например, А4 и A4R), а при установке опции Shifting Unit OT-3 - и разделение наборов копий сдвигом.
    Помимо режима энергосбережения, в аппарате реализовано и полное отключение от сети 220В через заданный промежуток времени.

    Теперь - о необходимости регулярной замены основных компонентов аппарата (т.е. PM - Preventive Maintenance).

    Toner11k
    Starter40k
    PC Drum/Cleaning blade40k
    Drum Charge Corona Assy40k
    Paper Dust Remover Assy40k
    Charge Neutralizing Sheet40k
    Ролики (Take Up, Separator - в разных узлах копира и лотках)по 150k
    Ролики (Take Up, Separator - в ADF)по 120k
    Озоновый фильтр150k
    Fusing Unit150k

    В списке PM нет отдельных строк для тефлонового и резинового валов, хотя они поставляются и отдельно; "печку" целиком менять не придется.
    Кстати, печка в сборе существует в 9 (!) вариантах - в зависимости от используемого напряжения и частоты сети; поэтому надо быть осторожным при покупке американских или сингапурских печек в сборе, чтобы не выбросить деньги на ветер.

    Отметим, что после изготовления без малого 11 тысяч копий (с заполнением, близким к 5-7%) тонера в бутылке осталось еще порядочное количество - не менее четверти, хотя мы не старались экономить, делая копии "на грани читаемости", а работали в основном в режиме автоопределения плотности. Т.о. думается, что указанные в таблице 11k - не предел для одной бутылки MT-106B (даже с учетом того, что перед этим в аппарат был заправлен стартер), особенно если не увлекаться копированием журналов с картинками.
    И еще о тонере: многие фирмы продают его упаковками с двумя бутылками MT-106B при соответствующей цене, указывая "ходимость" в 22 тыс. копий. Поэтому будьте внимательны, сравнивая прайс-листы разных поставщиков.

    О фьюзере.
    В конце нашего тестирования мы разобрали его, чтобы оценить состояние. Конечно, 10 тысяч копий для аппарата такого класса - это не тот пробег, после которого на валах можно увидеть износ (в чем мы, собственно, и убедились); но при установке фьюзера обратно в копир обнаружилась некоторая особенность, на которую хотелось бы обратить внимание.
    Дело в том, что печка имеет четыре кронштейна, за которые она крепится винтами к станине. Верхняя пара кронштейнов, помимо отверстий под винты, имеет еще и отверстия для направляющих выступов станины; и если при установке отверстие кронштейна не "сядет" на выступ, то печка встает с небольшим перекосом, почти незаметным на глаз. Аппарат реагирует на это выдачей ошибки "Замятие листа"; происходит это из-за того, что шторка датчика выхода листа из фьюзера из-за перекоса не полностью перекрывает соответствующую оптопару. Будьте внимательны - направляющие выступы не слишком заметны, и промахнуться очень легко, в чем мы и убедились на собственном опыте.

    К сожалению, нам пока не удалось опробовать принт-контроллер, сетевую плату и факс-модуль - ко времени нашего тестирования эти блоки просто не успели "доехать" до Москвы; надеемся, что сможем "пощупать" их позднее.

    Напоследок расскажем немного о компакт-диске с обучающей мультимедиа-программой СВТ (Computer Based Training), который вместе с копиром был нам любезно предоставлен для ознакомления фирмой "ДиМи Центр".
    С ноября 2000-го года, с переходом "власти" на рынках России и СНГ от Marubeni в руки Minolta Europe, в обучении специалистов должен был произойти переход к заочной форме (плохо это или хорошо - вопрос отдельный). И вот перед нами "пособие для заочников", содержащее ряд материалов в форматах .AVI и .PPT, а также "экзаменационный билет" для оценки знаний.
    Видеоматериал сопровождается комментариями на английском языке - видимо, выпуск новых моделей и их продвижение на российский рынок отстает от локализации учебных и других пособий (кстати, доставшийся нам User Manual тоже на английском языке; сейчас ведется работа по переводу его на русский язык). Но видеоряд построен таким образом, что все понятно почти без слов - небольших познаний в английском вполне хватает для усвоения материала. Может показаться, что такого материала недостаточно для разрешения всех проблем, возникающих при эксплуатации техники; и действительно, диск, как нам объяснили, не является единственной формой обучения, а лишь является "курсом молодого бойца". Для более глубокого освоения техники Minolta предусмотрела очные семинары для специалистов сервис-центров в привычной для многих форме - с ответами на вопросы, опробованием знаний на "живом" аппарате и т.д.

    Впечатление от диска портит только недоработанность интерфейса пользователя - так, в меню, появляющемся после установки диска, часть "кнопок" не работали; да еще ряд материалов представлен не в самом удобном и наглядном виде (например, содержание диска приведено как таблица MS Excel). Но мы выяснили, что доставшийся нам диск CBT - это всего лишь "первый блин"; он, конечно же, будет дорабатываться.
    Кроме того, до недавнего времени такие диски выпускались только для высокопроизводительных или полноцветных машин; отрадно, что Minolta решила охватить учебными материалами и нижний сегмент своих продуктов.
     

    StartCopy благодарит фирму "ДиМи-Центр" и лично С.Рожкова за предоставленную возможность познакомиться с аппаратом Minolta Di152.
     

    StartCopy

    Опубликовано 04 апреля 2002 года


    Вариант статьи также опубликован в журнале "Ремонт электронной техники"
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100